CON IRAE ET STUDIO (tattarrin) wrote,
CON IRAE ET STUDIO
tattarrin

Педагогическая поэма Иосифа Каракиса

Выдающийся украинский архитектор подарил в 60-е Донецку здание, подобного которому нет в стране


Экспериментальная школа №5 в Донецке, фото 1966 года

«Диво» архитектуры из Киева


Средневековая Испания называла монаха и драматурга Лопе де Вега «фениксом, дивом Испании». Он написал четыре тысячи пьес, из которых до нас дошли только несколько (как «Собака на сене», например). Украина может называть своим «дивом» архитектора Иосифа Каракиса – по проектам Иосифа Юльевича в Советском Союзе было возведено более четырех тысяч зданий, десятки из них стали памятниками архитектуры. Из этих четырех тысяч две приходится на школы, проектирование которых было «коньком» Каракиса.


Иосиф Юльевич Каракис (1902-1988) Фото 1946 года

Вот о школах и будет наше повествование. Но прежде еще несколько слов о Каракисе. В молодости он отдал дань увлечению конструктивизмом, достигнув значительных успехов в работе с этим стилем. Пережив в начале 50-х кратковременную опалу (забавно, что еврею Каракису сначала «шили» украинский мелкобуржуазный национализм, а только затем влили в ряды «безродных космополитов») Иосиф Юльевич начинает работать в киевском «Гипрограде», с головой уйдя в проектирование школ.

В 1963 году Иосифа Каракиса пригласили возглавить новый отдел проектирования школьных зданий в институте КиевЗНИИЭП.
Иосиф Каракис – «отец» нескольких донецких школ. Первая из них построена в Мушкетове и была экспериментальной, как и многие творения мастера. По типовому проекту Каракиса возводилась и школа № 47 (мы еще вспомним о ней коротко чуть позже). Но настоящим венцом творческой мысли архитектора стала одна из центральных в городе - экспериментальная школа № 5 — Культурно-спортивный центр на 2032 учащихся, как именовалась она в официальных документах.

Поэзия под соусом прагматизма

Строилась школа в новом микрорайоне у самого Кальмиуса – на месте былой Семеновки.


План строительства новых кварталов на месте старой Семеновки в Донецке на 1961-1976 .г.г

Каракис был назначен главным архитектором проекта, к работе над которым были привлечены лучшие архитекторы Донецка – Павел Вигдергауз, Альвиан Страшнов и Владимир Волик. Областное и городское начальство приняло решение – в новом районе строим по-новому. И тут читателю пригодится маленькая ремарка. На дворе стояла середина 60-х, шла к своему завершению так называемая оттепель, одной из примет которой было неудержимое стремление общества к новому, к обновлению во всем – литературе, технике, архитектуре, наконец. То было поэтическое время надежд и мечтаний народа, пережившего  совсем недавно страшнейшую из войн в истории человечества. Вместе с тем в моду входили новые же технологии и стили жизни. Каракис и его донецкие коллеги замахнулись выстроить нечто такое, что коренным образом преобразовало бы и учебный процесс в школах, и несло в себе революционные идеи в гигиене школьника и педагога, развивало бы свободу мышления, восприятия и вкусы тех, кто зданием будет пользоваться.

И вышла у них пятая школа – объект своеобразный, чтобы не сказать неповторимый. Теперь дадим его описание, приведенное по горячим следам журналом «Строительство и архитектура»: «…комплекс сооружений, состоящий из восьми одноэтажных и двух двухэтажных корпусов. В одном из двухэтажных корпусов размещены лаборатории, кабинеты физики и химии, производственные мастерские, библиотека, пищеблок и административные помещения. Второй двухэтажный корпус состоит их двух гимнастических залов с душевыми и раздевалками, актового зала на 360 мест, радиоузла и теплового пункта. Все восемь одноэтажных блоков одинаковы по своему объемо-планировочному и конструктивному решению. Каждый имеет пять квадратных в плане классов, учительскую и санузел. Отдельное расположение классных блоков обеспечивает дифференцированный процесс обучения (в каждом блоке продолжительность урока может быть различной). Классные блоки имеют свои благоустроенные игровые дворики».

Те, кто строил

О здании этой школы можно рассказывать долго, при его возведении было применено немало строительно-технических новшеств. Но лучше мы несколько слов скажем о строителях, которых обычно забывают назвать. Генеральным подрядчиком на строительстве было СУ №3 треста «Донецкжилстрой № 1», чьи специалисты к тому времени получили немалый опыт на сложных объектах и в работе с новыми материалами и технологиями. Оно же организовало работу субподрядчиков. Инженерное оборудование комплекса выполняли строительные управления трестов «Строймеханизация», «Сантехэлектромонтаж», «Донецкспецстрой» и «Донецкдорстрой». Отделочные работы на себя взяли сотрудники специализированного отделочного управления Донецкжилстроя № 1. Насколько умело все было сделано, говорят два факта – школа была построена за 10 месяцев вместо 18 по плану, а фактическая стоимость объекта составила 901 тысячу рублей при смете в 994 тысячи.

Главное - рекреация

В 1967 году автор проекта Иосиф Каракис не успевал давать интервью по поводу экспериментальной донецкой школы. Еще бы, ведь такой нигде больше не было на просторах огромного СССР. Естественно, его спрашивали, почему он спроектировал вместо привычной школы в несколько этажей малоэтажное здание. Иосиф Юльевич отвечал следующее:

- В школах, возведенных по типовым проектам, классные комнаты размещаются во всех трех или четырех этажах. На переменах дети с верхних этажей не успевают выходить на открытый воздух, так как вся перемена уходит на опускание и поднимание по лестнице, одевание и раздевание верхней одежды. Одноэтажная и частично двухэтажная структура экспериментальной школы позволяет на уровне земли разместить 40 классных помещений. Это дает возможность обеспечить связь каждой классной комнаты с двориком, куда летом непосредственно из классной комнаты, а зимой через тамбур, расположенный в конце каждого из восьми блоков, школьники могут выходить за 1-2 минуты. Кроме того, возведение малоэтажных школ имеет и ряд других преимуществ: экономия на объеме зданий, применение в строительстве простых конструкций из местных строительных материалов. Если учесть, что школа построена над горными выработками и на рельефе, стоимость ее получилась не дороже двух обычных школ такой же вместимости. 

В целом учебный комплекс был готов еще в 1965 году. К лету 1966-го за школу взялись художники-монументалисты, что подарило этому совсем неординарному зданию еще одну черту его уникальности.

Григорий Синица и бригада Зарецкого

Монументальное искусство тогда в Украине только входило в силу. И его безусловным лидером мы видим самобытнейшую фигуру – Григория Синицу. Человек редкой судьбы, он обладал огромным творческим потенциалом. Коллеги из Союза художников считали Григория Ивановича самым образованным человеком в своем кругу. Ему суждено было осуществить революцию в искусстве, создать не только новую живопись, построенную на колористической основе, но и изобрести новую монументальную технику – флоромозаику. Ее суть – в сочетании материалов флоры и фауны различной фракции.

Столица же Донецкого края тогда как магнитом притягивала творческих людей, которым здесь «светило» не только достойное вознаграждение за труды, но и возможность экспериментировать. Впрочем, чего уж там «магнитом» - хозяева города и области Дегтярев, Миронов, Шульгин создавали художникам условия наибольшего благоприятствования.

На пятой школе Каракис посоветовал местным властям использовать таланты Синицы и его учеников и соратников. Сказано – сделано. Григорий Синица, как пишет киевский искусствовед Олег Адамович, создал серию художественных эскизов мозаичных панно, а талантливый художник Виктор Зарецкий создал бригаду художников (к этому занятию его привлекла жена, Алла Горская, монументалист по профессии), воплотивших эскизы в жизнь. Заглавным стало панно «Прометеи» на фронтоне школы. Откликнувшись на его появление, выдающийся украинский художник Василий Касиян писал, что в Донецке бригада художников под руководством Г. Синицы создала замечательные мозаичные картины в духе народного творчества. Перечислим всех, кто в бригаде Зарецкого работал: Надежда Светличная и Александр Коровай (оба работали на школе еще в 1965 году), Алла Горская, Галина Зубченко, Геннадий Марченко, Иван Кулик, Василий Парахин.


Те самые "Прометеи"

Кроме школы № 5, эта творческая группа создала знаменитое панно «Жар-птица» для ювелирного магазина «Рубин», панно для школы № 47 (тот самый проект Каракиса, который мы обещали упомянуть) и ряд других произведений. К сожалению, не все они сохранились. Увы, не все в лучшем состоянии сегодня. Требуют реставрации и те, что на уникальной школе. Как ни грустно, такова судьба многих творений художников.

Ташкентский собрат

А Иосиф Каракис сразу после сдачи донецкого объекта взялся за новый. Ведь он считал тогда, что «…малоэтажные школьные здания, особенно в южных районах страны, должны занять достойное место».



В 1969 году в восстановленном всем Союзом после жуткого землетрясения Ташкенте по его проекту (совместно с Н. Савченко) была построена школа, очень похожая на донецкую – сто десятая им. Т.Г. Шевченко в микрорайоне Украинский. Похожая, но не как две капли воды. Ташкентский проект предусматривал помещения на 2600 учеников и плавательный бассейн. Панно для нее создал украинский художник Владимир Куткин. Этой школой и по сей день гордится столица Узбекистана. Пора гордиться своей пятой школой и шахтерской столице. Гордиться и помочь ей в реконструкции.

(c)Олег ИЗМАЙЛОВ, Елена ЗГИННИК 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments